in English
Музей-галерея Новый Эрмитаж Новости галереи
О галерее Новый Эрмитаж Новости галереи Собрания галереи Выставки в Новом Эрмитаже
Издательская деятельность Библиотека изображений Услуги галереи
Новости галереи

21-04-2001 | Портретная галерея "Нового Эрмитажа - 1".

Русский портрет - явление своеобразное. Искусство первой половины 19 века - "эпоха романтизма", отдаленная от нас почти на два столетия, продолжает сохранять неповторимое очарование, а портретная живопись прошлого века, поражая многообразием стилистических поисков и противоречий, вызывает неизменный интерес.

Портретная галерея "Нового Эрмитажа - 1" представлена замечательной плеядой русских художников, творивших в разное время, но преданных одному жанру - "портрету", так как произведения этого направления отражали особое состояние души и являлись своеобразным обращением к потомкам. Нечто радостное и светлое заложено в искусстве "портрета".

Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) - портретист, жанрист и исторический живописец. Детство провел в обстановке многосторонних духовных интересов семьи, в общении с выдающимися людьми, окружавшими отца - видного культурного деятеля, одного из основателей МУЖВЗ. Художник обучался в МУЖВЗ в 1851-1857 гг. у М.И. Скотти, С.К.Зарянко одновременно с В.П.Петровым, В.А.Пукиревым, И.И.Шишкиным, А.К.Саврасовым. В 1858 году поступил в Академию художеств и в 1862 г. получил Малую золотую медаль за картину "Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова" (ГТГ). С ученических лет Маковский успешно портретировал родных и друзей. Охотно обращался к светскму парадному портрету, благодаря чему быстро обеспечил себе успех среди богатых заказчиков. Отсутствие устойчивых и глубоких убеждений привело к противоречивости всей дальнейшей творческой биографии художника. За многие написанные им картины на бытовые темы ("Бедные дети", 1867, "Странник с кухаркой", 1868, "Крестьянский обед во время жатвы", 1871), Маковский получил звание академика, а за произведение "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869, ГРМ) был удостоен звания профессора. Тем не менее слава светского живописца целиком и полностью захватила художника и он 1870-е годы посвятил написанию портретов, "головок", исторических картин на тему боярского быта, аллегориям и декоративным панно, нередко чувственным и сентиментальным.

Картина мастера "Девушка - итальянка" (1890-е годы), представлееная сегодня в музее-галерее "Новый Эрмитаж - 1"(х., м., 39, 5х 37, 5 ), часто экспонировалась на выставках Санкт - Петербургского общества художников.

Музей - галерея "Новый Эрмитаж - 1" в течение нескольких лет отдает предпочтение так называемому "неизвестному художнику". "Он" горячо любим и почитаем, несмотря на то, что мог быть чей-то собственностью, некоей "крепостной душой", и, не исключено, что он не фатально "неизвестный", а лишь до времени неатрибутированный, "неустановленный". Однако, взгляните с какой аристократической свободой, с каким великолепным ощущением собственного артистизма, с каким безупречным чувством личного достоинства эти "Н.Х." творили свои шедевры.

В "Новом Эрмитаже - 1" хранятся портреты, созданные кистью "неизвестных художников". Вот некоторые из них:



1. По картине Соломона Конинка (1609-1656). "Отшельник" (2-я половина 19 века, х., м., 76х54 ).


2."Портрет Лаврентия Савельича Вакселя " ( третья четверть 18 века, х., м., 56,2х45,5 )

Л.С.Ваксель был сыном шведского моряка Свена Вакселя, участвовавшего в Камчатской экспедиции Беринга. С 1778 г. стал бригадиром, позднее генерал - майором и главным командором порта в Архангельске. Годы жизни Л.С. Вакселя в дореволюционной справочной литературе не указываются, однако, можно предполагать, что он жил во второй половины 18 века. Известно также, что дети Свена Вакселя, в том числе и Лаврентий, в 1778 г., будучи уже взрослыми, были пожалованы потомственным дворянством. (картинка)

Портретная живопись эпохи социалистического реализма широко экспонируется в залах музея-галереи "Новый Эрмитажа - 1". Основной пафос этих произведений - "прославление радости и полноты человеческого существования, вера в торжество здоровых и светлых сторон бытия", если только можно было во что-то верить и что-то прославлять в это страшное и суровое время 1930-х гг . Но были художники, которым удавалось "видеть немного солнца в холодной воде".

Платов Федор Федорович (1895-1967). Живописец и скульптор. Учился в МУЖВЗ у И.И.Машкова (1917-1920). Член объединения ОБИС (1925). "Портрет П. Д. Эттингера" (1866-1948), (б., акв., гуашь, 55,9 х 78, 1937 - 1940 ) - известного русского искусствоведа и коллекционера графики -отличает свобода и быстрота исполнения. Легкость и размашистая манера рисования характерна для первых десятилетий 20 века - времени расцвета графики.

В собрание музея - галереи "Новый Эрмитаж - 1" вошли лучшие произведения, созданные мастерами одной из ведущих художественных группирвок 1920-х "Ассоциации художников революционной России" (АХРР ).

Кузьмина Вера Васильевна (1902-1995). "На солнце. Автопортрет." (2-ая половина 1930-х, х.м., 60 х 18 ). Училась во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе у Кузьмина В.В. В течение 1928-30-х гг. была членом общества "Рост". После этого стала членом АХР. С конца 1936 года училась в Институте квалификации художников под руководством Л.Ю. Крамаренко. Его понимание световых и колористических задач пленерной живописи в полной мере проявились в портрете "На солнце", который, по свидетельству сына художницы С.А.Кузьмина, является большой живописной удачей.

Богданов Александр Николаевич (1908-1989). "Автопортрет" (х., м., 40 х 34, 1937). Старейшина реалистической школы живописи. Учился в художественно-промышленном техникуме г. Мстеры в 1924 году. Учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе у К.Н.Истомина, А.А.Осмеркина, Д.Л.Стеренберга в 1925-30-х гг. Участник Великой Отечественной войны. Лаконичкость, выразительность, монументальная обобщенность формы - все это в произведениях художника настоящее, естественное. Его творчество не имеет никаких границ, правил и условий. Художник всегда умел тщательно разобрать в картине частности, собрать их воедино и создать убедительное выразительное целое.


10-04-2001 | Пути творчества неисповедимы...

С приходом весны все оживает. Вот и создатели сайта музея-галереи "Новый Эрмитаж - 1", очнулись от зимней спячки и, слегка поломав голову, придумали новую рубрику: любопытную и интригующую - "Пути творчества неисповедимы...". Вы по-новому взглянете на жизнь и творчество многих художников, узнав о загадочных явлениях (например, об исчезновении художественных произведений, которые в дальнейшем обрели второе рождение) и интересных фактах.

Не так давно в сфере киевской антикварной торговли мелькнуло одно весьма примечательное художественное произведение, долгие годы считавшееся пропавшим. Речь идет об одном из превосходных натуральных этюдов известного художника - передвижника В.М. Максимова, на котором изображены две деревенские бабы при солнечном освещении.

На картине, выполненной масляными красками на холсте, наклеенном на картон размером 35х47см, четко видна процарапанная по сырому подпись в виде двух букв "ВМ" и дата "1873".

Известно, что такой способ часто использовал художник Василий Максимович Максимов (1844 - 1911) и, обратившись к соответствующей литературе, удалось выяснить, что художник в свое время передал какие-то этюды торговцу картинами Чекате, часть из которых считал пропавшими. "Особенно жаль этюда двух баб при солнечном освещении, фигур во весь рост, размер этюда 8 х 11 вершков. Иван Николаевич Крамской находил этот этюд лучшим из всего, мною написанного. Я просил Чекате вернуть мне этот этюд, он обещал это сделать, когда сам получит его из Киева, куда будто бы он послал его для продажи. Оценен он был в 75 рублей. До сих пор ни денег, ни этюда я не получил", - сообщал Максимов.

И вот, не так давно этот этюд был обнаружен на антикварном рынке Киева! Картина, оцененная в то время в 75 рублей золотом, что свидетельствует о ее высокой оценке не только самим художником, но и коммерческими художественными кругами того времени.

Остается добавить, что в настоящее время этот этюд ( х. на к., м., 45,5 х 34,7, к. 1870-х - 1890-е гг. ) к картине " Две крестьянские бабы", бесспорно, является ярким украшением музея - галереи "Новый Эрмитаж - 1". (по материалам периодической печати).

Клодт Николай Александрович (1865 - 1918) (с фальшивой подписью "К. Коровин"). "Дерево" (х., м., 79,7 х 59,5).

Подлинность подписи К.Коровина сразу вызвала сомнения у экспертов, хотя такая манера исполнения часто встречалась в произведениях художника в 1900-х гг. Однако бросалось в глаза, что картина "Дерево" создана художником иной творческой индивидуальности, уровня мастерства и темперамента. Колористическое и фактурное решение, а также композиционное построение изобличали в авторе мастера живописи, но не внушали веры в авторство К.Коровина. Было ясно, что картина "Дерево" выполнена профессионалом и даже мастером декоративно - импрессионистического направления к. 19 - н. 20 веков. Разгадать загадку помогла подпись. Обращало внимание необычное расположение автографа по диагонали, не свойственное подписям К.Коровина. Исследования подтвердили ранние предположения о том, что в основе автографа Коровина лежит подпись Николая Клодта, которую удалось подделать с помощью подрисовки первых букв и привнесения последних.

Н.А.Клодт (Клодт фон Юргенсбург, 1865 - 1918) - типичный представитель московской школы, выпускник МУЖВЗ. Клодт был близким приятелем Коровина и исполнителем многих коровинских эскизов, по сути соавтором. В Русском музее в Петербурге находится 30 декоративных панно, выполненных К.А.Коровиным при участии Н.А.Клодта для Русского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Клодт совместно с Коровиным также оформлял ряд спектаклей для Большого и Малого театров в Москве.

В своих работах Клодт стал невольным подражателем творчества Коровина, используя некоторые его приемы, при этом сохраняя индивидуальность. "Недооцененным мастером живописи" назвал Н.Клодта И.Э.Грабарь.

Установление авторства картины "Дерево" важно еще и потому, что раскрывает один из характернейших способов изготовления "К.Коровина", суть которого заключается в том, что произведение какого-либо из его подражателей или учеников подписывается именем, гораздо более высоко котирующемся на художественном рынке. (По материалам статьи А.П.Гусаровой "Пути подделки произведений К.А. Коровина").

В настоящее время картина Н.А.Клодта "Дерево" хранится в "Новом Эрмитаже - 1" и является гордостью и основой постоянной экспозиции музея-галереи.

Имя Николая Андреевича Мамонтова (1898 - 1964) до недавнего времени было окружено загадками. Уроженец Омска, получивший широкую известность благодаря участию в выставках объединения "Червонная тройка" в 1920-е годы, художник, по отзывам омской печати того времени, был самым талантливым участником объединения. В 1924 году вместе с женой и ее отцом, живописцем и театральным художником Д.К. Степановым, уезжает в Италию. В Италии Мамонтов учился в академии Зигмунда Липиньского (1926 - 1930) и участвовал в работе римского выставочного объединения "Fiamme" ("Пламя"). После отъезда в Италию, художник пропал из вида. "Умер в Париже", - утверждали одни, "уехал в Самару", - говорили другие, " говорят, его видели в Москве", - сообщали третьи... Неизменной в этих источниках остается дата смерти Мамонтова - 1934 год. Известные реалии российской действительности 30-х годов ставили точку в исследовательском процессе.

Но нить поиска неожиданно привела к счастливому открытию забытой судьбы. Оказалось, художник уцелел в лихолетье, много странствовал, прожил насыщенную яркими впечатлениями жизнь, а главное был свободен в творчестве. Достаточно сказать, что в 1930-м году с большим успехом прошла персональная выставка Н.М. Мамонтова в Риме, в том же году художник оформлял павильоны для Всемирной выставки декоративного искусства в Милане.

В 1932 году вернулся в Россию. Жил в Москве, Кисловодске, Владимире, Саратове, где и был похоронен.

Фантазер и мечтатель, питавший воображение образами поэзии, мифологии, художник создавал свой, далекий от реальности мир, то чарующий тайной, то согретый простодушной и доброй улыбкой. Стремление к независимости помешало при жизни добиться художнику общественного признания, но он не менял своего пути и во многом предвосхитил искания нонконформистов - молодых вольнодумцев начала шестидесятых. (по материалам периодической печати).

"Женщина с коромыслом" (х., м., 46,5х 38, 5, 1910-е - нач.1920-х гг) - талантливое произведение Н.М.Мамонтова, одно из ранних, написанное в Омске, сейчас находится в музее-галерее "Новый Эрмитаж - 1" и представляет огромный интерес для систематического собрания отечественной живописи первой четверти 20 века.


10-04-2001 | Очередные поступления в коллекцию музея-галереи "Новый Эрмитаж -1"

Один из своих очередных выпусков новостей музей-галерея "Новый Эрмитаж - 1" посвящает произведениям, которые были написаны в начале ХХ века, в основном, в дореволюционное время, экспонировались с большим успехом во многих городах и на различных выставках. Эти работы представляют огромный интерес, имеют колоссальное художественное значение и являются связующей нитью между веком минувшим и веком нынешним!

Клодт Михаил Петрович (1835 - 1914). Жанрист, сын известного скульптора П.К. Клодта, двоюродный брат пейзажиста М.К. Клодта, обучался живописи в Академии художеств в Петербурге (1852 - 1856). В 1855 году награжден Малой серебряной медалью за работу "Рыбаки - финны". В 1857 - 60 гг. по желанию родителей Клодт путешествовал по Франции и жил в Париже. В 1860-м году вернулся из заграничного путешествия и за две картины ("Из быта нормандских рыбаков" и "Внутренность нормандской хижины"), написанные во Франции, получил Малую золотую медаль. В 1861 создает свое самое известное произведение "Последняя весна", за которое удостоен Большой золотой медали. С 1867г. - академик, жил в Петербурге. На протяжении всей жизни Клодт сохранял приверженность бытовому жанру, но в 1900-х годах увлекся историческими и религиозными сюжетами и в 1913 году создал картину "Мечты" ("Отрок Христос", х., м., 71х138) - произведение на редкость лиричное, написанное в теплой цветовой гамме. Теперь эта работа находится в музее-галерее "Новый Эрмитаж - 1" и восхищает поклонников великого мастера поэтичностью и одухотворенностью.

Дубенская Мария Александровна состояла в Союзе деятелей прикладного искусства и художественной промышленности, и в 1919 году на 11-й выставке этого общества ею были представлены три линогравюры под названием "Пьеро" (Пьеро - печальный французский персонаж народного театра). Следует отметить, что гравюра на линолеуме появилась в России в 1907 году и постепенно начала вытеснять ксилографию. Художница любила этот материал за его мягкость и податливость. В "Новом Эрмитаже - 1" хранится одна из трех линогравюр "Пьеро" (б., линогравюра, акв., белила, 29х 23,5).

Богородский Федор Семенович (1895 - 1959) - активный участник АХРР (Ассоциация художников революционной России, позже в 1928 году, переименованная в АХР - Ассоциация художников революции). "Художники революции, боритесь за промфинплан", - таков лозунг АХР. "Художники революции, все на заводы и фабрики для великого исторического дела - активного участия в выполнении пятилетнего плана! Оформляйте стенгазеты, доски по соцсоревнованию, красные уголки, рисуйте портреты героев борьбы за промфинплан, бичуйте в карикатурах стенгазеты лодырей, врачей, прогульщиков, бичуйте бюрократизм, выявляйте вредительство!"- такова декларация АХР. Сегодня мы с оттенком юмора, а, может быть, и сарказма воспринимаем такие лозунги и программы, но можно представить, какая борьба разгоралась в те далекие 20-е, и как оглушал и возмущал авангард.

Мы немного отвлечемся от того бурного времени, тем более, что картина, о которой пойдет речь, была написана в 1916 году. В этом году художник представил композицию "Самовар" (б., граф.кар., гуашь, темпера, 70,8х67) на 16-й периодической выставке в Нижнем Новгороде. Данное оригинальное произведение, выполненное в футуристической манере, появилось в музее-галерее совсем недавно и тем оно ценнее, что является редким образцом раннего творчества художника.

Творчество Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 - 1945), русского живописца, мастера бытового жанра, ученика В.Д.Поленова, В.Е.Маковского, И.М.Прянишникова в МУЖВЗ в 1884 - 1889 гг. и И.Е.Репина в 90-е годы в петербургской Академии художеств известно многим. Достаточно упомянуть его "Устный счет" (1895, ГТГ) и "У дверей школы" (1897, ГРМ). Перед нами возникают сцены из жизни сельской школы и крестьянских детей, написанные с большой наблюдательностью и теплотой. Но вряд ли кто-нибудь знает, что в музее-галерее "Новый Эрмитаж - 1" хранится этюд (х., м.) к картине "Одинокий", экспонировавшийся в 1908 году на 36-й выставке Товарищества передвижников. Известна журнальная заметка художника, опубликованная в "Огоньке" (№ 9, 1908), в которой он рассказывает следующее: "Этюд для картины "Одинокий" я набросал в Смоленской губернии. Проходя с ящиком красок, я увидел грустно сидящего старика, на лохмотьях которого заметил георгиевский крест. Контраст этого поразил меня. Я тогда же зарисовал старика и через много лет удосужился написать с него картину".

Николай Александрович Бруни (1856 - 1935) - исторический, портретный и жанровый живописец. Родился, жил и работал в Петербурге, сын архитектора А.К.Бруни и правнук Ф.А.Бруни, учился в Академии художеств (1875-1885). Окончил класс исторической живописи. В 1878-1879 гг. получил две Вторые серебряные медали, в 1884 - Вторую золотую медаль за картину "Притча о богатом и Лазаре ". В 1885 - удостоен звания Классного художника 1 степени за произведение "Овчая купель". В 1906 году избран академиком. Занимался мозаикой и в 1912 - 1917 гг. заведовал мозаичным отделением Академии художеств. Выполнил ряд мозаичных икон для храма Воскресения в Петербурге, Русской церкви в Вене, собора Святого Александра Невского в Софии. В творчестве следовал принципам позднего академизма.

Музей - галерея "Новый Эрмитаж 1" недавно приобрела этюд (х., м., 26х20) к картине "Старый ямщик" серии 1890-х гг., который является прекрасным образцом портретной живописи XIX столетия.


03-04-2001 | Новые экспонаты в коллекции "Нового Эрмитажа-1"

Сравнительно недавно коллекция галереи "Новый Эрмитаж - 1" пополнилась несколькими значительными произведениями живописи и графики. Преимущественно, это - картины малоизвестных и забытых художников. Наш музей старается вернуть этим живописцам пусть не былую славу, то хотя бы известность.

Людмила Федоровна Шмидт-Рыжова - участница группы "Венок-Стефанос" (1907-1910), а также объединения "Треугольник", организованного Н.Кульбиным. В 1909 г. работы "Треугольника" были представлены на выставке "Импрессионисты". В 1917 году в апреле - мае бывшие члены этого объединения организовали общество "Импрессионисты", секретарем которого стала Л.Ф.Шмидт - Рыжова. В 1920-х годах Людмила Федоровна жила в Краснодаре, а в 30-х - работала художником театра. Сегодня в музее-галерее находится ее небольшая работа "Восточная сцена" (44х35,5, к., м.), созданная в 1909 году.

Одно из ранних произведений Н. К. Рериха "Воин" (х., м., 105х74,5) - несомненно, ценное приобретение "Нового Эрмитажа - 1". Эта картина создана в 1894 г. и относится к серии "Начало Руси. Славяне".

Степан Федорович Колесников (1879-1955) - выпускник петербургской Академии художеств (1903-1909), ученик А.А.Киселева. По окончании учебы - в 1909 г. - получил звание художника и заграничное пенсионерство. Участник весенних выставок в залах Академии художеств, выставок Товарищества южно-русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок. В 1912 г. состоялась персональная выставка С.Ф.Колесникова. С 1920 г. художник поселился в Сербии, став профессором Белградской Академии художеств. В музее-галерее находится его картина "Пейзаж с кладбищем" (х. на к., м., процарапывание карандашом, 41,4 х 41,5), 1904 года создания.

"Горное ущелье" (х., м., 38,5 х 32, 1862 г. с.) Антона Ивановича Иванова-Голубого (1818-1864 ) - пейзаж, написанный в характерной манере академических пейзажистов середины ХIХ века. А..И. Иванов - Голубой происходил из крепостных. Был учеником братьев Чернецовых, которых сопровождал в путешествии по Волге. В 1840 г. был выкуплен. Учился в Академии художеств в качестве вольнослушателя. В 1846 году уехал вместе с Чернецовыми в Рим.

Имя Зворыкина Бориса Васильевича (1872-?) знакомо только истинным знатокам книжной иллюстрации. Художник учился в Московском Университете живописи, ваяния и зодчества (1892-93 гг.) и до 1921 г. работал, в основном, в Москве. С 1898 г. иллюстрировал и оформлял книги для издательств И. Д. Сытина, И. Н.Кнебеля и др. в Москве, А.Ф. Маркса в Петербурге, используя мотивы древнерусского орнамента: "Сказка о золотом петушке" А.С.Пушкина ( 1903 ), "Альбом в память 100 - летнего юбилея Отечественной войны 1812 - 1912" ( 1912 ), "Москва и деревня в гравюрах и монографиях" Г.К. Лукомского. Исполнил росписи Собора в Симферополе и иконы для Федоровского собора в Царском Селе (1910-е гг.). С 1921 г. жил в Париже. В музее- галерее хранятся несколько эскизов иллюстраций к сказкам Б.В.Зворыкина: "По грибы" (13, 2х 8,7), "Баба в русском костюме и кокошнике" (13,6 х 9,2), "Гусляр на пристани" (14,4 х 9,6) в золотых рамках. (картинки)

   

Зарянко Сергей Константинович (1818-1870) - яркий представитель школы реализма. В музее-галерее "Новый Эрмитаж - 1" находится картина художника -"Портрет Великого князя Николая Александровича. (1843-1865)" (х., м, 37 х 32) (это одна из шести работ, созданных мастером). Из литературы известно, что С.К. Зарянко неоднократно писал портреты Великого князя Николая Александровича . Им было создано 6 его портретов, в том числе 4 посмертных, сделанных по фотографии Деньера. Один портрет был предназначен для Государя Императора Александра, два - для Романовской галереи Зимнего дворца и один - по заказу Государыни Цесаревны, в дар московскому благотворительному заведению, носящему имя покойного Цесаревича. Согласно данным литературных источников, Великий князь Николай Александрович - наследник, цесаревич, старший сын императора Александра П. Он родился 8 сентября 1843 года. В 1864 году был помолвлен с датской принцессой Догмарой, впоследствии императрицей Марией Федоровной, супругой Александра Ш. Скончался 12 апреля 1865 года в Ницце после продолжительной болезни. Николай Александрович был атаманом всех казачьих войск, генерал-майором свиты Его Императорского Величества и канцлером гельсингфорского университета.

В музее-галерее "Новый Эрмитаж - 1" представлено одно из известных произведений маэстро академической школы Валентина Серова - картина "Сирены" (к., м., 52х41) . Вообще художника очень привлекал образ мифологической птицы. Известны его рисунки с изображением химер: "Наяда, трубящая в раковину", "Птица Гамаюн". Как правило, ему не удавались вымышленные романтические образы. Его фантастические птицы-девы приобретали черты конкретных натурщиц, а русалку Серов писал с вылепленной им самим для этой цели, раскрашенной гипсовой маски, опущенной в воду. Образы сирен были созданы автором на основе того, что известно об этих полудевах-полуптицах.


21-03-2001 | Резонанс

12 марта в Государственном музее Востока на Никитском бульваре открылась выставка "Шамбала сияющая..." . Николай Рерих. Живопись и слово. Две картины из музея-галереи "Новый Эрмитаж -1" экспонируются на данной выставке: "Сходятся старцы" и "Русская Пасха".

Месяц назад мы анонсировали на нашей страничке это мероприятие и решили еще раз к нему вернуться, так как выставка пользуется большой популярностью среди поклонников Н.К.Рериха.

В начале выставки обращение Рериха, в котором замечательно сказано о бережном отношении к сокровенному : "... знаю, насколько нужна мудрая осмотрительность, чтобы не подвергнуть осмеянию и поруганию самое для Вас ценное". Шамбала - одна из самых притягательных тайн Востока. Для одних это - чудесная страна Великих Мудрецов на Земле, для других - небесное царство, третьи - видели в понятии Шамбала восхождение к великой духовности. В Россию весть о Шамбале принес Николай Рерих. Он рассказал об этой стране красиво и бережно. Отблеск прекрасной Шамбалы - в сияющих полотнах, привлекающих скрытой в них тайной познания мира.

"Чудесная страна великих мудрецов" - эта музыкальная фраза , безусловно, относится к картине Н.Рериха "Сходятся старцы". Необычайно интересны комментарии к этому произведению, написанные самим автором.

"Сходились старцы - народоправный совет".

"Сходятся старцы" были сопровождены былиною. Кончалась она так :

"За далеким Перуновым озером

Среди леса стоячего древнего

Стоит под яром высокий дуб -

Сварожич живет под тем деревом.

Без Перуна без бога великого

Не вершится дело славянское.

Место под дубом утоптано.

Горит под дубом святой огонь

К дубу собираются родичи:

"Стоять ли земле без хозяина?"

Старцы земли Новагорода

Соберутся под дубом раскидистым;

Ворон на дубе каркает -

Скоро Ярило покажется,

Засияет, блеснет красно Солнышко -

И проснется земля Святорусская".

Н.Рерих 1940г.

Эта картина относится к серии "Начало Руси. Славяне". Первой работой на эту тему была известная картина "Гонец. Восста род на род ", приобретенная П.М.Третьяковым еще со студенческой выставки для своей галереи. Этого гонца мы видим уже на вече старцев под дубом у Перунова озера, где Сварожич - грозный идол - живет. " Место под дубом утоптано. Горит под дубом Святой огонь". Как обычно у Рериха - историка, все подлинное, как будто Сам там был. В глубокой задумчивости сидят старцы, "тяжкую думу думают", судьбу народа решают. Полотно очень потемнело от времени, но только еще лучше позволяет почувствовать таинственное утро человечества...

Картина "Русская Пасха" - стремление к духовному восхождению, без которого человек не может существовать в гармонии с миром и с самим собой. Сын Н.К.Рериха - С.Н.Рерих сказал, что Шамбала - это "мир в себе, и мы должны стремиться сделать его прекрасным. Это очень трудная работа, но мы должны делать ее каждый день."

Бесценным подарком судьбы назвали полотна"Сходятся старцы " и "Русская Пасха" устроители выставки "Шамбала сияющая..." во главе с Татьяной Христофоровной Метаксой - первым заместителем генерального директора музея Востока и выразили глубокую признательность руководству музея- галереи "Новый Эрмитаж" и владельцам картин.(По материалам выставки).

Выставка открыта до 20 апреля


 1  |  2  |  3 

Ваш заказ
Портретная галерея "Нового Эрмитажа - 1". >>>
Пути творчества неисповедимы... >>>

Пожалуйста, заполните и отправьте нам эту короткую форму, если Вы хотите получать новости галереи "Новый Эрмитаж" по электронной почте:

ФИО


e-mail адрес